Виктор Овчинников. Ежегодный доклад о состоянии гражданского общества Белгородской области в 2014 году

19.12.2014
В 2014 году гражданское общество Белгородской области продолжило развиваться как система институтов, обеспечивающих реализацию и взаимосогласование гражданских прав и свобод с правами сообществ, и общества в целом.

Как отмечается в  Ежегодном докладе ОП РФ за 2014 г. «события уходящего года со всей очевидностью показали, что государство и гражданское общество России не являются антиподами… Вызовы, с которыми столкнулась Россия в 2014 году – украинский кризис, воссоединение с Крымом, попытки международной изоляции и экономического давления, - показали высшую ценность общенационального единения… Поступательное развитие России может быть обеспечено только сплочением, гражданской солидарностью, взаимной ответственностью и сотрудничеством государства и общества…».

В современных условиях Белгородское гражданское общество представляет собой поле взаимодействия и взаимовлияния различных социальных институтов.

Все более ярко проявляется самоорганизация как способность населения к социальному взаимодействию на уровне согласования социально значимых целей, так как от активности и самоорганизации гражданского общества во многом зависят показатели качества жизни белгородцев.

Более выраженной стала способность белгородского сообщества к объединению для решения важных общественных задач. Растет, хотя и не так быстро, уровень доверия людей друг к другу.  

На сегодняшний день одним из главных общественных институтов остается семья и ее роль в развитии государства и общества постоянно растет. В 2014 году была утверждена Концепция государственной семейной политики до 2025 года. Ожидается, что в ближайшее десятилетие будет сформирована система мер, позволяющая семье чувствовать себя уверенной и защищенной от различных рисков.

Белгородская область ныне – один из субъектов Российской Федерации с растущей рождаемостью. Несмотря на достижения в семейной политике на территории области, гражданское общество считает необходимым обеспечить популяризацию семейных ценностей, традиционной семьи, брака и многодетности. Внимание гражданского общества к проблемам детей-сирот выросло, однако на этом направлении предстоит еще многое сделать.

Достигнутый в 2014 году уровень доверия, как показывает практика, напрямую зависит от доверия людей к институтам гражданского общества. Значительное влияние на рост доверия людей к ним оказало совершенствование деятельности Общественной палаты Белгородской области и ее комиссий в 2014 году, создание муниципальных общественных палат в городах и районах области, складывание первого положительного опыта их деятельности.

Важным элементом контроля являлась экспертиза законопроектов. Общественная палата области, ее комиссии, актив крупнейших общественных организаций систематически проводил оценку готовящихся законодательных и нормативных актов. Одновременно, значительное внимание уделялось тому, как действуют законы, особенно местные. Рекомендации после проведения экспертизы готовящихся законопроектов широко использовались в комитетах Белгородской областной Думы, Советами депутатов на муниципальном уровне. Большой опыт общественного контроля накоплен профсоюзами. Он направлен на выявление и предотвращение случаев нарушения прав работников в социально-трудовых отношениях, в том числе – в области охраны труда. Права профсоюзов по осуществлению общественного контроля закреплены Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и нормативными актами.

Главная составляющая общественного контроля – взаимодействие общественности с государственными органами. Надо признать, что в 2014 году ни одно обращение Общественной палаты области в государственные органы, в органы местного самоуправления городов и районов не остались без развернутых и аргументированных ответов. В тоже время, остается много вопросов к тому, каким образом должны функционировать механизмы общественного контроля. В 2015 году новому, четвертому составу Общественной палаты области предстоит эти механизмы отработать, сделать их более эффективными и результативными. Тем более, что актуальной задачей остается включение в работу по экспертизе законопроектов молодежи. Следует активнее в этой работе использовать советы молодых специалистов, профессиональные союзы и ассоциации молодых.

Уровень доверия между людьми в России и ее субъектах пока еще остается невысоким. Так, более чем три четверти граждан считают, что в целом в отношениях с людьми следует быть осторожными. Лишь каждый пятый полагает, что большинству людей можно доверять. Практически подобные же результаты получены социологами при изучении факторов доверия людей друг к другу в Белгородской области. Как результат, более половины белгородцев в 2014 году не участвовали в общественных мероприятиях на своих территориях. И хотя, этот показатель несколько лучше, чем по России, он не может не беспокоить лидеров и актив гражданского общества.

По оценкам белгородских социологов (см. «Разработка и реализация стратегии формирования солидарного общества в Белгородской области. – Белгород, 2014.- С.46) губернатору Белгородской области доверяют 68,30% опрошенных, правительству области – 40,80%, Белгородской областной Думе – 40,00%.  Средний показатель доверия органам государственной власти составляет около 50%.

Среди важнейших направлений, где вырос уровень участия граждан, а , следовательно и доверия к общественным инициативам – реализация на территории Белгородской области социальных проектов «Управдом» и «Народный контроль», «Школа грамотного потребителя».

Инициативы общественности в составе территориальных организаций самоуправления были направлены на формирование категории ответственных собственников, носителей современной правовой культуры, способных защищать свои интересы и грамотно выстраивать отношения с властью и управляющими организациями.

За 2014 год проведено массовое обучение активных жильцов и ветеранов-активистов применению законодательства и норм в области управления ЖКХ, грамотного использования своих прав. Расширилась просветительская деятельность через массовое распространение юридической, экономической и социальной информации, необходимой собственникам жилья. Это тем более важно, что большинство обращений граждан в общественную приемную Общественной палаты области, общественные приемные городских и районных общественных палат связаны с нарушением прав граждан в сфере ЖКХ, объясняются многочисленными нерешенными обычными житейскими проблемами людей.

Общая ситуация в этой сфере такова, что органам местного самоуправления в городах и районах области пока не удается остановить волну жалоб и заявлений граждан на невыполнение соответствующими структурами ЖКХ своих договорных обязательств. Люди задают правомерные вопросы о том, что, оплачивая услуги, они не получают адекватного их качества. Одновременно и в среде граждан остается немалое количество людей, которые не выполняют договорных обязательств, несвоевременно оплачивают услуги ЖКХ или имеют значительные задолженности по оплате предоставленных услуг. Очевидно, что в гражданском обществе наиболее актуальной задачей является воспитание у граждан правовой культуры и законопослушания.

Под руководством Общественных палат области, городов и районов улучшилась работа по изучению и рассмотрению практики работы социально-ориентированных некоммерческих организаций, в том числе и тех, которые получили гранты из областного бюджета. В гражданском обществе сложилась система внесения предложений по повышению эффективности деятельности социально-ориентированных некоммерческих организаций. Немало таких предложений поступило от лидеров общественных организаций области в общественную приемную Общественной палаты области.

Определенную положительную работу на этом направлении проводила комиссия по экономическому развитию, поддержке предпринимательства и жилищно-коммунальному хозяйству Общественной палаты области. Совместно с департаментом экономического развития Белгородской области осуществлялся контроль за избыточным регулирующим воздействием на субъекты предпринимательства Белгородской области и формированием цены и качества продовольственной продукции.

Во взаимодействии с департаментом строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области осуществлялся общественный контроль за качеством услуг в сфере ЖКХ, проводился анализ оценки гражданским обществом хода реформ в этой сфере. Надо признать, что от общественных организаций, отдельных граждан поступило немало дельных предложений по улучшению ситуации в системе ЖКХ, однако в большинстве случаев они пока остаются нереализованными.

С целью активизации гражданского общества в решении проблем экономического развития региона Общественная палата области использовала институт Общественного Совета Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Белгородской области, деятельность регионального объединения работодателей по защите законных прав промышленников и предпринимателей во взаимоотношениях с профессиональными союзами, органами государственной власти и местного самоуправления.

В 2014 году возросла активность регионального отделения общественной организации «Опора России», что позволило вовлечь в процессы гражданского общества средний класс, предпринимательское сообщество, граждан, работающих в сфере предпринимательства по найму. Особое внимание уделялось совершенствованию системы социального партнерства в рамках формирования регионального солидарного общества. Работа общественности на этом направлении является ключевой. Об огромной роли, которая отводится развитию малого и среднего бизнеса в современной России четко и недвусмысленно сказано в Послании Президента РФ В.В.Путина Федеральному собранию РФ 4 декабря 2014 года.  

Анализ влияния гражданского общества на решение проблем экономического развития на территории Белгородчины показывает, что в 2014 году по сравнению с 2013 годом активность, целеустремленность, инициативность граждан возросла. Все больше белгородцев не склонны искать свои идеалы в прошлом, они целенаправленно и настойчиво трудятся над преобразованием настоящего во имя будущего.

Анализируя ситуацию в гражданском обществе Белгородской области необходимо отметить все нарастающие настроения в предпринимательском сообществе, которые сопровождаются настойчивым желанием, чтобы был наложен мораторий на все решения, ухудшающие условия для ведения бизнеса. Предпринимательское сообщество считает, что необходимо осуществление общественного контроля: за затратами государственных корпораций и ведущих компаний с государственным участием; за методами и практикой разработки бюджетов и бюджетных программ, ходом их реализации; за деятельностью федеральных органов исполнительной власти на территории Белгородской области по созданию благоприятных условий для деятельности регионального бизнеса; за распределением инвестиционных и финансовых ресурсов.

Органы власти в сложившихся условиях обязаны учесть уже многие годы обозначаемую гражданским обществом позицию о дальнейшем развитии сельских территорий и повышению их роли в обеспечении продовольственной безопасности страны. Белгородская область один из флагманов на этом направлении в России. Вместе с тем, далеко не исчерпан потенциал семейного бизнеса на селе. Значительный вклад могли бы вносить современные вновь построенные предприятия по глубокой переработке сельскохозяйственной продукции. Следует учитывать, что по-прежнему большинство опрошенных представителей малого и среднего бизнеса препятствием в развитии предпринимательства считают административные барьеры (по данным ОП РФ – 82%).

Одновременно, нельзя не видеть, что в гражданском обществе нарастает негативное отношение к неравенству в доходах, которые являются сверхвысокими и в большинстве случаев нелегитимными.  Полученные белгородскими социологами данные свидетельствуют об остроте проблемы равенства в гражданском обществе Белгородчины, значительно актуализирована в последнее время многогранная проблема социальной справедливости. Применительно к самореализации в экономической деятельности белгородцев беспокоит, прежде всего, растущее неравенство в возможностях и уже только затем неравенство в доходах. Негативные эмоции определенной части белгородцев связаны с невозможностью ими реализовать минимальные социальные стандарты в рамках избранной профессии по месту своей работы. Гражданское общество области 2014 года со всей очевидностью демонстрирует, что абсолютное большинство белгородцев сделало выбор в пользу формирования общества равных возможностей, что является и устойчивой социокультурной нормой в России в целом. Органы государственной власти региона не должны недооценивать этих тенденций, обязаны предпринимать усилия для выравнивания возможностей людей в достижении ими приемлемых для них стандартов жизни.

Одновременно, в гражданском обществе следует проводить комплексную воспитательную и просветительскую работу в среде людей, имеющих значительные доходы, для формирования у них стимулов к меценатству, благотворительности, социально приемлемым формам жизнедеятельности. Очевидно, что гражданское общество не приемлет стереотипов поведения «новых русских», когда ими демонстрируется богатство, роскошь, пренебрежение к людям среднего и небольшого достатка. Жизнь «на показ» наносит огромный ущерб работе по формированию солидарного общества, а те слои общества, которые не готовы овладевать культурой соборного сообщества, выступают тормозом в реализации областной Стратегии формирования солидарного общества на Белгородчине.
           
 Для белгородцев чрезвычайно важной является задача обеспечения разумного соотношения справедливости и законности. При этом почти половина белгородцев (по России 40% граждан) считает, что справедливость в обществе имеет приоритетное значение, даже если законодательство в том или ином случае такую справедливость не обеспечивает.
          
 Комиссии Общественной палаты области рассмотрели и сопроводили значительное количество обращений граждан в связи с нарушением законности, а также в связи с неисполнением решений судов. Гражданское общество области беспокоит, что в области немало случаев, когда решения судов не исполняются, а соответствующие органы, обязанные за исполнением решений судов следить, бездействуют. Все это подрывает доверие людей к государству, что недопустимо.
           
Высокую ответственность белгородцы возлагают на некоммерческий сектор как организационную основу гражданского общества. Некоммерческие организации (НКО) Белгородской области занимаются оказанием социальных услуг населению, общественно-значимой деятельностью, защитой прав человека, через механизмы общественной экспертизы и контроля способствуют прозрачности и эффективности работы государственных служб и судебной системы. К этому сектору в соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях» №7-ФЗ от 1996 года относятся 14 организационно-правовых форм НКО: общественные организации (объединения); религиозные организации (объединения); общины коренных малочисленных народов Российской Федерации; казачьи общества; некоммерческие партнерства; автономные некоммерческие организации; социальные, благотворительные и иные фонды; ассоциации и союзы, в том числе профессиональные; государственные компании; государственные корпорации; государственные учреждения; муниципальные учреждения; частные учреждения; бюджетные учреждения.
        
 В 2014 году на территории Белгородской области функционировало  1050 общественных организаций (объединений), 367 религиозных организаций, 289 социальных, благотворительных и иных фондов, 1201 ассоциаций и союзов, в том числе профессиональных. Численность членов таких организаций и объединений колеблется от нескольких десятков до нескольких человек. В целом, количество людей, занятых в «третьем секторе» России, чуть более 1% экономически активного населения.  
        
  В 2014 году некоммерческий сектор страны – это более 100 000 зарегистрированных социально ориентированных НКО, из которых реально действовали немногим более 5%. Если в среднем в Европе в 2013 году социальные НКО дали около 6,5% ВВП, то в России только 1%. Доля социально-ориентированных НКО об общего числа НКО в развитых странах составляет 60-70%, в то время как в России около 14%. Как и в России в целом, НКО на Белгородчине пока не преодолели следующие проблемы: 1) Недостаточная профессионализация НКО. Нередко сами общественные организации ориентируются скорее на контроль за выполнением социальных полномочий, чем на самостоятельное предоставление услуг населению; 2) Низкий уровень доверия. Как показывают все существующие социологические исследования в России уровень доверия некоммерческому сектору невысок. Многие люди мало знают об их практической деятельности.

         В 2014 году Комиссия по информационной политике и развитию массовых коммуникаций Общественной палаты области в целом обеспечивала информационное сопровождение деятельности региональной Общественной палаты, в том числе – поддержку официального сайта www.op31.ru, публикации в СМИ, анонсирование приёма граждан в телевизионном и радиоэфире, участие в выпуске журнала «Белгородское солидарное общество» и т.д.  Вместе с тем, надо объективно признать, что многие жители области еще недостаточно осведомлены о деятельности областной, городских и районных общественных палат, многих общественных организаций.

          2014-й год, как и предшествующее десятилетие характеризуется сокращением аудитории, имеющей потенциальную возможность приёма телевизионного сигнала муниципальных и региональных телеканалов (ТРК «Мир Белогорья», ГТРК «Белгород», ТК «Приосколье» и т.д.). Об этом, в частности, свидетельствуют результаты социологических исследований, проводимых ОАУ «Институт региональной кадровой политики». Негативный тренд объясняется массовым подключением к кабельным сетям, многие из которых не предоставляют эфир региональным и муниципальным телекомпаниям, в городских территориях, а также массовым приобретением комплектов спутникового телевидения жителями сельской местности (операторы «Триколор–ТВ» «НТВ Плюс» и др. не включают в свои пакеты региональные телеканалы).  Сложившаяся ситуация, по сути, лишает значительную часть населения Белгородской области возможности смотреть новости региональных телеканалов. В рамках одного из заседаний Комиссии по информационной политике и развитию массовых коммуникаций Общественной палаты области, к участию в котором были приглашены представители электронных СМИ и кабельных операторов, участники договорились о разработке мер по решению данной проблемы. В частности, ТРК «Мир Белогорья» расширяет сеть путем заключения договоров с кабельными операторами, реализована возможность включения в пакет оператора спутникового телевидения «Триколор–ТВ». Все это позволило более широко информировать белгородцев о деятельности «третьего сектора», прежде всего, ведущих общественных организаций области, тем самым  реализуются права граждан на получение многосторонней информации о состоянии гражданского общества.
        
 В мае 2014 года в рамках круглого стола «Соблюдение Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» в части обеспечения права на доступ к информации» Комиссия по информационной политике и развитию массовых коммуникаций Общественной палаты представила рейтинг информационной открытости органов власти, крупных бизнес-структур и других организаций региона.  Проведённое исследование базировалось на анализе результатов экспертного опроса 66 сотрудников различных средств массовой информации Белгородской области. Экспертам предложили оценить деятельность более 80 организаций. Рейтинг не являлся самоцелью, однако он был призван привлечь внимание органов власти, журналистского сообщества и широких слоёв общественности к проблеме доступа граждан к социально значимой информации.  Как показало дальнейшее обсуждение проблемы информационной открытости и широкое обсуждение рейтинга в медийной среде, проблема информационной открытости является важной и актуальной. Актуальность и значимость данной проблемы обусловлены тем, что современные массмедиа являются важным элементом гражданского общества и связующим звеном между властью, бизнесом и широкой общественностью. Следует отметить, что в настоящее время в Белгородской области сохраняется негативная тенденция, характеризующаяся постоянным нарушением права СМИ на доступ к информации. Руководители органов власти, муниципальных учреждений, бизнес-структур часто допускают нарушения Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», игнорируя редакционные запросы, нарушая семидневный срок предоставления ответа, ограничиваясь «отписками». При этом они, по сути, отказывают в информации не конкретному журналисту или редакции, а аудитории СМИ – жителям Белгородской области, чьи налоги тратятся на содержание данных государственных и муниципальных служащих. Кроме того, государственные и муниципальные служащие нарушают действующее законодательство Российской Федерации – нормы информационного права.
      
 В самое ближайшее время Общественной палате области необходимо предпринять широкий комплекс мероприятий по улучшению осведомленности жителей области о всех сторонах жизни гражданского общества региона, в том числе и о деятельности многочисленных общественных организаций.
     
Необходимость развития институтов гражданского общества, повышения роли общественности в решении многообразных проблем региона, прежде всего воспитания подрастающего поколения, требует особого отношения к Интернету как главному и наиболее привлекательному источнику информации для молодежи, для детской и подростковой аудитории. Современная медийная среда оказывает далеко не положительное влияние на формирование нравственных ценностей и жизненных установок. Ценности, которые транслирует подавляющее большинство медийных каналов для детей и подростков, не имеют ничего общего с ценностями формирующегося солидарного общества Белгородчины.
        
В настоящее время представители органов власти и некоммерческого сектора часто выступают с призывами ограничить для детей и подростков потребление контента Интернета, негативно влияющего на их развитие и психику. В частности, высказываются мнения о необходимости ограничения вещания отдельных кабельных телеканалов и интернет-ресурсов. В то же время многие эксперты в сфере медиапроизводства и медиапотребления высказывают сомнения в возможности реализации таких мер в условиях открытости современного информационного пространства и предлагают использовать ресурс медиаобразования для просвещения детей и подростков, формирования у них критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов. ЮНЕСКО провозгласило медиаобразование педагогикой XXI  века. В различных странах мира, в том числе в некоторых российских регионах, накоплен опыт реализации медиаобразовательных проектов. Они призваны помочь семье, родителям, ребёнку, подростку сориентироваться в многообразии медийных каналов, объяснить отличие качественного контента от бульварной прессы и низкопробного телепродукта. Комиссия по информационной политике и развитию массовых коммуникаций Общественной палаты области провела круглый стол «Развитие медиаобразования как элемента нравственного воспитания детей и подростков в Белгородской области». По его результатам департамент образования Белгородской области выступил с инициативой пилотного проекта по внедрению элементов медиаобразования в учебный процесс, а редакция областного детского журнала «Большая переменка» запустила проект «Пресса в образовании». И все же следует признать, что гражданское общество Белгородчины в целом негативно относится к той роли, которую играет Интернет в осуществлении воспитательного процесса.
         
Негативное влияние Интернета очевидно, и общественным организациям области необходимо выработать скоординированные Концепцию и Стратегию деятельности на этом направлении. В Интернет пространстве должно появляться, в том числе и при участии гражданского общества Белгородчины, все больше высоко нравственных и духовно-культурных ресурсов, которыми могло бы пользоваться как взрослое население, так и молодежь.
        
 И все же несмотря на недостаток у жителей Белгородской области информации о деятельности институтов гражданского общества, более 20% жителей городов и районных центров области имеют достаточные представления о деятельности общественных и религиозных объединений, более 50% хорошо осведомлены о работе таких организаций как профсоюзы, советы ветеранов войн и труда, объединения инвалидов, советы женщин, «Красный крест», объединения предпринимателей, экологические и благотворительные фонды.  
       
  Белгородцы считают, что деятельность НКО должна быть сосредоточена, в первую очередь, на решении острых социальных проблем – охране материнства и детства, поддержке социально уязвимых слоев, осуществлении реформы ЖКХ, охране здоровья, развитии образования. Наиболее востребованными у граждан оказываются организации, готовые помочь в случае болезни, инвалидности, а также экологические, правозащитные и занимающиеся сохранением культурного наследия.
       
 В 2014 году наметились позитивные сдвиги в работе комиссии по здравоохранению, социальной и демографической политике Общественной палаты области, а также комиссии по образованию, культуре и молодежной политике.
       
 Как показала практика в 2014 году возросло количество молодых людей, для которых стали привлекательными гражданские инициативы по направлениям этих комиссий.  Новые силы гражданских активистов в истекшем году осуществили ряд крупных акций по социальной поддержке инвалидов и, прежде всего, детей-инвалидов, в сфере образования и культуры.
      
  Как и в предшествующие годы важнейшим ресурсом для расширения гражданской активности является «самовоспроизводство»: чем больше людей оказываются благоприобретателями их деятельности, тем более привлекательной она становится для людей. Личный пример, гражданское подвижничество стали наиболее мощным двигателем роста рядов многих общественных организаций.
     
  Вместе с тем, практика деятельности граждан, включившихся в общественную деятельность показывает, что ими инициируются все более интересные и более крупные проекты, которые должны быть ресурсообеспеченными. В этой связи от государственных органов власти, органов власти на уровне городских и районных муниципальных образований, от бизнес-структур требуется более целенаправленная и активная грантовая, спонсорская поддержка инициатив институтов гражданского общества и отдельных активистов. При этом чрезвычайно важной является поддержка в сфере оказания помощи общественным организациям в освоении практики осуществления социальных проектов.
       
 2014-й год обнаружил настоятельную потребность в создании на уровне городов и районов образовательных центров для членов муниципальных общественных палат, лидеров общественных организаций и гражданских активистов.  Специалисты органов власти всех уровней в Белгородской области должны оказывать образовательную, методическую и иную помощь гражданам, желающим включиться в разнообразные формы социального творчества. Повышение профессионализма в общественной деятельности могло бы сдвинуть с места проблему участия гражданского общества в реализации антикоррупционной политики. Следует отметить, что гражданское общество области негативно относится к огромному потоку разговоров о борьбе с коррупцией и реально видит, что антикоррупционная политика пока не дает желаемого результата. Остро эту проблему в очередной раз обозначил в ежегодном Послании Федеральному собранию РФ Президент России В.В.Путин. Очевидно, пока гражданское общество не будет в состоянии активно участвовать в антикоррупционных общественных акциях, многое из того, что относится к противодействию коррупции останется благим пожеланием.
     
 Безусловно, привлечение граждан к активной общественной деятельности должно строиться на балансе заинтересованности и добровольчества. Заинтересованность должна рассматриваться органами власти в широком диапазоне – от мотивировки различными благами и наградами до духовно-нравственных стимулов. В этом смысле следует признать, что Общественная палата области, палаты городов и районов, общественные организации мало используют свое право инициировать процессы, итогом которых должны являться самые высокие награды области, государства за многолетнюю плодотворную общественную работу. С другой стороны, органы власти должны иметь продуманную, открытую для всего сообщества белгородцев систему поощрения тех, что десятилетиями кроме основной работы, выполняет огромный объем общественных обязанностей в гражданском обществе.

Федеральным законом от 5 апреля 2010 г. № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» в законодательство введено понятие «социально ориентированные некоммерческие организации».

Анализ показывает, что 2014-й год отмечен увеличением качества практик в деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций. И хотя еще в обществе не преодолены стереотипы, когда население в основном ориентировано в своем потреблении социальных услуг на государственные учреждения, авторитет социально ориентированных некоммерческих организаций Белгородчины укрепляется. Все больше появляется белгородцев готовых от них получать социальные услуги.  Чем больше будет ярких примеров оказания услуг населению со стороны социально ориентированных НКО, тем выше будет уровень доверия к ним со стороны граждан.

Большинство некоммерческих организаций заявляют о готовности брать на себя ответственность по оказанию социальных услуг, однако их готовность самостоятельно выходить на аудиторию пока невысока.  Как показывает практика, и представители власти, и НКО считают передачу части функций по оказанию социальных услуг правильной и своевременной мерой, обе стороны готовы к взаимодействию.  Среди рисков, которые отмечают представители власти и НКО на пути предоставления социальных услуг некоммерческими организациями, возможная коммерциализация этой сферы, потеря качества оказываемых услуг, недоверие к некоммерческому сектору, отсутствие стандартов для оказания социальных услуг, неготовность чиновников передавать эти полномочия, в том числе и с определенным объемом софинансирования.

Значительная часть некоммерческих организаций получает определенное финансирование из государственного или местного бюджета. Основные формы такого финансирования: «президентские» гранты, региональные конкурсы социальных инициатив, участие в качестве соисполнителей региональных и местных целевых программ, муниципальные гранты, финансирование региональных и местных ведомств (прежде всего, органов по делам молодежи), социальный заказ (аутсорсинг государственных и муниципальных услуг). Среди положительных изменений также вступление в силу нормы о социальном налоговом вычете для частных лиц, совершивших денежные пожертвования в социально ориентированные НКО.

Объёмы государственной поддержки «третьего сектора» в последние годы растут, почти в три раза выросло количество предлагаемых НКО проектов. В 2014 году появилась новая тема проектов, которая называется «Миграция». Социальная адаптация беженцев из Украины, иностранных работников, исследования проблем миграции, помощь в правовых, социальных вопросах, в том числе, в культурной адаптации к новым условиям – эти темы проектов являются ведущими на этом направлении.

Общественная палата области систематически отслеживала в 2014 году социальные сдвиги в общественной активности граждан, сопоставляла общероссийскую и региональную классификацию с точки зрения проявления гражданами общественной, социальной активности. В гражданском обществе Белгородской области можно выделить следующие типологические группы: группа «реальной» активности – в нее входят люди, проявляющие разную степень активности в реальной жизни: активисты – не институализированные добровольцы, включенные в помогающее поведение, самоорганизацию по месту жительства; волонтеры – институализированные добровольцы, включенные в деятельность тех или иных НКО, благотворительных фондов, обществ самопомощи и т.д.; группа «виртуальной» активности – в эту группу входят респонденты, в повседневной жизни не участвующие в общественной деятельности, но активно пользующиеся интернетом;  группа с отсутствием общественной активности – в эту группу входят те, кто не включен ни в реальную добровольческую активность, ни в виртуальную активность, замкнутые на личных проблемах.

Как показывает анализ в 2014 году  число белгородцев, занимающихся добровольной и безвозмездной общественной деятельностью выросло на 3% ( в 2013 году – 22%, в 2014 году – 25%). Рост обеспечен за счет притока в в эту сферу деятельности нового пополнения молодежи.

Как и в 2013 году, в 2014 году  благотворительная деятельность белгородцев реализовывалась в двух формах – через добровольческую активность и посредством денежных пожертвований.

Добровольческая деятельность представляет собой важнейшую практику гражданского общества. Она всегда связывается с позитивными изменениями в развитии общества в целом и отдельного человека. Добровольческая активность рассматривается как один из важнейших факторов социального развития общества в таких сферах, как образование, наука, культура, искусство, здравоохранение, охрана окружающей среды и другие. Добровольчество принято подразделять на формальное и неформальное. Основное отличие заключается в том, что первое связано с деятельностью в какой-либо организации, а второе – нет. На Белгородчине, как и в России в современных условиях более развито неформальное добровольчество.

Практика показывает, что установка на благотворительную деятельность в большей степени присуща людям, которые в целом удовлетворены своей жизнью. Среди них несколько чаще, чем среди неудовлетворенных, встречаются те, кому приходилось что-либо делать безвозмездно для людей, не являющихся членами их семьи или близкими родственниками.

Новая волна интереса граждан к благотворительности и добровольчеству возникла на фоне событий на Украине в 2014 году. Белгородцы в очередной раз продемонстрировали свою солидарность с братским украинским народом и несмотря ни на какие происки антироссийских и антиукраинских сил содействовали реализации благотворительных программ для жителей Новороссии, для поддержки нового субъекта РФ – Республики Крым, для всемерной помощи беженцам из Донецкой и Луганской областей.  

Чрезвычайные ситуации обеспечивают мобилизацию граждан, готовых прийти на помощь пострадавшим. Здесь более всего была заметна растущая роль самоорганизующихся групп. Особенно широкий интерес к благотворительности распространился в молодежной среде. Действия, которые были предприняты добровольцами, позволили мобилизовать усилия многих добровольческих организаций, которые действовали совместно с государственными инстанциями.

Несмотря на непродолжительную историю функционирования отечественной системы местного самоуправления, приходится констатировать, что инструментом «самостоятельного и под свою ответственность решения населением вопросов местного значения» система местного самоуправления еще не стала в полной мере.

Приходится констатировать низкий уровень общественной инициативы на низовом уровне, иждивенческую позицию граждан, ожидающих, что все за них должны устроить власти, отсутствие у граждан желания участвовать в какой-либо форме в решении местных вопросов. Ярким показателем этой тенденции стало снижение явки на местных выборах. Например, на последних местных выборах в Белгороде и Старом Осколе явка составила в пределах 20% от числа избирателей. О какой легитимности местной власти в данном случае можно говорить, ведь эти 20% раздроблены между противостоящими друг другу партиями и конкурирующими кандидатами. Фактически основная масса избирателей к выборам в Белгороде и Старом Осколе осталась равнодушной. И то, что это в гражданском обществе не осталось незамеченным является негативной реальностью.

С другой стороны, те граждане, которые всерьез хотели бы внести вклад в развитие своих городов и поселков, не всегда имеют необходимые рычаги для воздействия на ситуацию, их деятельность нередко не находит поддержки у местных властей.  Наоборот, эти люди испытывают страх при выдвижении своих кандидатур, а, если и выдвигаются, им  не оказывают необходимой от лица государства поддержки. Значительное количество руководителей муниципальных образований продолжают считать, что взаимодействие с общественностью сводится к просьбам граждан по отношению к властям и к более или менее полному удовлетворению этих просьб со стороны органов местного самоуправления. Модели партнерского взаимодействия граждан и общества пока еще мало распространены на местном уровне.

Существующие проблемы в сфере взаимоотношений местных властей и общества порождены целым комплексом причин.

С одной стороны – это объективные исторические причины развития российского общества. Массовый переезд граждан из сел в города области. Нехватка у людей времени и отсутствие возможностей заниматься общественной деятельностью. На селе, отсутствие возможности проявить свою гражданскую активность, так как она поощряется властью на местах только в определенных предусмотренных самой властью пределах. В результате, власть желает активности граждан, но не в том виде, в каком граждане ее понимают.

С другой стороны, пассивность граждан – прямой результат сформировавшейся в муниципальных образованиях управленческой модели, сложившейся социальной практики.

Ситуация усугубляется тем, что вместо истинной общественной активности в некоторых муниципалитетах взращиваются имитационно-демонстрационные ее формы. Это видно на примере первого опыта общественных палат городов и районов. Большинство механизмов общественного участия (референдумы, собрания, конференции, сходы; публичные слушания; опросы граждан; правотворческая инициатива) зачастую остаются невостребованными или превращаются из формы народного волеизъявления в его имитацию.

А между тем, общественные палаты области, городов и районов должны стать центрами общественной активности и экспертизы, образно говоря не «ласкать слух власти», а помогать органам власти добиваться необходимых результатов. Иначе, не удастся вырваться из плена, как отмечал Президент РФ В.В.Путин «нулевой» философии развития. Объективно говоря, экономика России не растет и это не просто констатация – это огромная угроза для страны. И на этом фоне любой просчет власти может вызвать непредсказуемые последствия.

Эти оценки ситуации на уровне местного самоуправления Общественной палаты Российской Федерации в основном соответствуют оценкам Общественной палаты области.

Впервые за последние годы,  в 2014 году гражданский активизм становится существенным фактором в жизни общества. С помощью его гражданское общество области считает возможным реализовать такие свои ценности как взаимопомощь и солидарность.

Необходимо подчеркнуть, что ценности составляют основу любого общества, так как оценка окружающей действительности является необходимым условием выживания, как отдельного индивида, так и социума, являются основными механизмами социокультурной регуляции социального поведения, критериями выбора жизненной стратегии, форм деятельности, целеполагания и целедостижения. По оценкам белгородских социологов (см. «Разработка и реализация стратегии формирования солидарного общества в Белгородской области. – Белгород, 2014.- С.32) белгородцы достаточно хорошо представляют, что такое солидарное общество: 47,18% опрошенных отметили, что это общество, объединенное общими ценностями и взаимной ответственностью его граждан. По мнению белгородцев наиболее важным в отношениях с ближайшим окружением являются: доверие -36,40% опрошенных, взаимопомощь – 33,00%, порядочность – 24,30%, культура общения, вежливость – 21,80%. Характеризуя отношения в трудовом коллективе белгородцы на первое место поставили уважение – 34,40%, на второе профессионализм – 29,50%, на третье – сотрудничество – 27,00%, на четвертое – коллективизм – 22,90%, на пятое – трудолюбие – 20,90%.

Оценить гражданское общество Белгородчины невозможно без понимания того, что граждане считают наиболее важным в отношениях между людьми в нашей области. Из опрошенных белгородцев в 2014 году наиболее важным в отношениях между людьми - 29,90% назвали справедливость, 22,20% - духовность, общественную мораль, 20,80% - безопасность, 20,40% - культуру общения, вежливость.


О настроениях в гражданском обществе Белгородчины говорят и некоторые тревожные данные. Так при оценке удовлетворенности качеством человеческих отношений, только 37,50% опрошенных высказали удовлетворенность отношением к ним со стороны представителей власти. При этом высказывая неудовлетворенность качеством человеческих отношений, белгородцы на первое место по степени неудовлетворенности поставили сотрудников государственных и муниципальных учреждений. Во многом такие данные объясняются и тем, что 33,7% опрошенных белгородцев не удовлетворены уровнем безопасности своей жизни. Среди угроз жизни белгородцы выделяют высокий уровень преступности (37,39%), возможность войны (35,91%), болезни, невозможность получить качественную медицинскую помощь (32,05%), несоблюдение прав граждан (28,97%), распространение социальных болезней (28,78%), неблагоприятную экологию (28,19%).

Следует отметить, что эксперты Общественной палаты Российской Федерации единодушны в том, что неоднозначно воздействует на ситуацию в гражданском обществе экономическая и политическая система, сложившаяся в стране в целом.

С одной стороны, на федеральном уровне необходимость развития общественной инициативы, общественного контроля всячески подчеркивается, активно идет процесс внедрения принципов открытости в работу органов власти. С другой, взаимоотношения между различными уровнями власти и особенно межбюджетные отношения сегодня объективно оказываются тормозом развития самостоятельности муниципалитетов и в том числе – развитию гражданской инициативы на их территории.

Необходимо отметить, что лидеры общественных организаций области активно выступают за расширение использования процедуры проведения общественных слушаний. По их мнению, это не только активизирует граждан, которые пока еще не участвуют в проектном творчестве в гражданском обществе, но придаст системность и комплексность работы формирующихся институтов гражданского общества.  

Важно, чтобы на общественных слушаниях проводилось не только рассмотрение стратегий социально-экономического развития, но и краткосрочных и среднесрочных бюджетов муниципального образования. Такие общественные слушания было бы правильно проводить на заседаниях муниципальных советов, с приглашением широкого круга и общественности. Эту работу следует вести неформально, памятуя, что с каждым годом проблема открытости и прозрачности становится все актуальнее.

Значительную роль во взаимодействии власти и общественности играют сегодня муниципальные общественные советы. Одна из функций общественных советов - проведение общественной экспертизы различных муниципальных правовых актов реализуется крайне слабо. Советы пока еще не стали органом, развивающим институт правотворческой инициативы граждан.

Требует дальнейшего совершенствования внедрение института ТОСов. Территориальное общественное самоуправление является важной, может быть даже ключевой формой локального местного сообщества, формой самоорганизации граждан для осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения, выражения своей гражданской активности в муниципалитете.

Территориальное общественное самоуправление отличается многообразием своих уровней (подъезд многоквартирного жилого дома, многоквартирный жилой дом, группа жилых домов, жилой микрорайон, сельский населенный пункт, не являющийся поселением, и на иных частях территории проживания граждан). Основным направлением деятельности органов ТОС является решение социально значимых для населения вопросов, в том числе с возможным использованием бюджетных средств. Создание необходимых условий для успешного функционирования системы ТОСов должно стать для гражданского общества приоритетной задачей. В настоящее время подобные формы самоорганизации населения только развиваются. В одних муниципальных образованиях Белгородской области уже накоплен значительный положительный опыт таких социальных практик, в других работа только разворачивается. Между тем, как показывает изучение положительного опыта в других регионах особым спросом у общественности пользуется деятельность региональных центров общественного контроля, особенно в сфере ЖКХ.

В практику работы первых центров  на территории Белгородской области вошли мониторинг ситуации в сфере ЖКХ, анализ правоприменительной практики и общественная экспертиза проектов нормативно-правовых актов; создание реестров региональных некоммерческих организаций, работающих в сфере ЖКХ и объединение их усилий для решения общих задач; организация широкого общественного обсуждения в субъекте РФ проблем, существующих в сфере ЖКХ, и путей их решения; обсуждение с участниками рынка проектов нормативно-правовых актов и правоприменительной практики; выявление системных проблем и пробелов федерального законодательства в сфере ЖКХ.  Центры активно занимаются жилищным просвещением, которое включает: организацию информационных кампаний в СМИ по вопросам ЖКХ, разъясняющих права и обязанности собственников жилья; разъяснение гражданам основ жилищного законодательства через общественные приемные и встречи; организацию обучающих мероприятий (в школах и ВУЗах, через жилищные уроки и семинары, спецкурсы для пенсионеров);  распространение методической литературы; выявление и тиражирование лучших практик; разработку и реализацию комплексных региональных программ жилищного просвещения на основе государственного заказа. Центры совместно с общественностью осуществляют общественный контроль, которым предусматривается:  защита законных интересов граждан (консультирование, общественные обсуждения, судебная защита); работа с обращениями граждан; контроль за решением наиболее острых проблем региона в сфере ЖКХ; выявление фактов нарушения прав граждан и передача материалов в контрольно-надзорные органы; общественный контроль за формированием тарифов (через организацию независимой экспертизы) формирование общественных рейтингов управляющих организаций; участие в проверочных мероприятиях, организованных жилищными инспекциями и другими контрольно-надзорными органами.

В современных условиях на территории Белгородской области активная общественная жизнь не умещается только в рамки формальных организаций. Ее центром становятся не столько некоммерческие организации, сколько неформальные группы активистов и всевозможные столь же неформальные сети. Основной причиной для прихода в публичное пространство разнообразных самоорганизованных, самостоятельных групп граждан стали острые местные проблемы и необходимость самореализации человека.

В спектре многообразных общественных занятий выделяется деятельность, строящаяся вокруг направленных на решение конкретной проблемы активных осознанных действий гражданских групп в публичном пространстве.  В публичной общественной активности  действует одновременно несколько поколений активистов, представляющих разнообразие тематических предпочтений, стилей деятельности, масштабов уникальности практики.  

Можно отметить новые бурно развивающиеся явления в сфере активизма. К ним относятся: самостоятельная роль интернет-активности и заметная роль интернет-коммуникаций в традиционных общественных практиках; повсеместное распространение городского гражданского творчества, добровольчества и благотворительности; гражданская активность идеологизированных (политизированных) групп;  сети, мобилизующие многих других людей по поводу стихийных бедствий (пожары, наводнения).

В этой связи огромное значение имеет деятельность общественных организаций по формированию правовой культуры и защите прав граждан. Независимый суд и стоящие на страже безопасности и прав граждан правоохранительные органы составляют необходимую инфраструктуру для деятельности развитого гражданского общества.  Правозащитное сообщество являет собой значимый сегмент в системе институтов гражданского общества и его деятельность объективно способствует утверждению ценностей правового государства, формированию правовой культуры граждан, системы верховенства закона. Центральной проблемой остается недостаточная проработанность законодательного регулирования защиты прав потерпевших. В ходе обсуждений в Общественной палате России отмечалось, что ежегодно в стране потерпевшими становятся более 10 млн. человек. Более 60% не обращаются в полицию, а предпринимают самостоятельные действия по восстановлению справедливости, вплоть до самосуда, более 10% правонарушений совершаются теми, кто ранее был жертвой преступления. Для абсолютного большинства потерпевших недоступны услуги адвокатов, отсутствует реальный механизм получения компенсаций, прописанный в 52 статье Конституции РФ. Четверному составу Общественной палаты области надо обратить особое внимание на правозащитную деятельность, так как в гражданском обществе она становится одним из главных направлений.

В гражданском обществе широко обсуждается вопрос о  допустимых пределах самообороны. На слушаниях, состоявшихся год назад  в Общественной палате Российской Федерации, было отмечено, что у граждан должны быть права для возможной защиты себя, своих близких и своего имущества, но нельзя забывать об обязанностях и ответственности. Важно прививать культуру безопасности и культуру обращения с оружием, так, чтобы не было нанесено вреда.  Необходимо последовательно проводить линию в гражданском обществе на ответственное привлечение граждан к охране правопорядка. Необходимо определить правовой статус людей, участвующих в охране порядка.

В гражданском обществе области  сложилось устойчивое мнение, что соответствующими структурами недостаточное внимание  уделяется проблеме защиты прав потребителей. По данным Союза потребителей Российской Федерации, в среднем за последние 3 года половина судебных решений по искам, подававшимся через его членские организации, не исполняется. Наиболее уязвимыми сегментами остаются торговля вне стационарных мест, сервисные центры, интернет-магазины и виртуальные услуги, сфера ЖКХ.

Важной проблемой остается повышение безопасности дорожного движения. В гражданском обществе Белгородчины, несмотря на позитивные сдвиги последних лет в безопасности на дорогах, сохраняется высокий уровень обеспокоенности людей своей безопасностью на дорогах.

Сохранение межнационального мира и согласия, противостояние попыткам расшатать единство нашей страны, посеять этническую и религиозную вражду - это важнейшая составляющая успешного развития гражданского общества в России. В 2013 году Правительством Российской Федерации была утверждена Стратегия государственной национальной политики России, в обсуждении которой активно участвовала Общественная палата Белгородской области.

Стратегия ставит задачей сбережение уникальности и самобытности каждого этноса, утверждает идею надэтнического гражданского единства. Организации гражданского общества призваны осуществлять "сплачивающие" проекты, направленные на преодоление межэтнической разобщенности, особенно в молодежной среде. Их цель - создание условий и поддержка общественной активности в деятельности, повышающей уровень межэтнического взаимодействия и гражданского патриотизма.

Большую роль в проведении национальной политики в Белгородской области имеет государственная поддержка деятельности некоммерческих организаций, в том числе национальных объединений. Необходима реализация инициативных проектов в области укрепления национального единства и общественного согласия в Белгородской области, гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений.

Большая часть проблем в сфере межэтнических взаимоотношений обусловлены ситуацией в области миграции. Одна из проблем последних лет – ежегодные миграционные потоки из стран ближнего зарубежья в Белгородскую область значительного количества мигрантов. Одна из актуальных, но пока не решенных задач – создание адаптационных центров. К ее решению могут быть привлечены в том числе и общественные организации.

В обществе объективно просматривается немало проблем способных в любой момент привести к обострению межнациональных отношений, в том числе, коррупция, низкий уровень профессиональной и этической культуры государственных служащих, политизация этнокультурного фактора, националистические организации и идеологии, глубоко укоренившиеся в массовом сознании негативные стереотипы межнационального восприятия.

Дискуссия о соблюдении свободы совести и вероисповедания в современном российском обществе активно ведется на протяжении последних лет. Общественная палата области не первый год является площадкой диалога общества и церкви, обсуждает принципы и рамки государственно-конфессиональных отношений.

Экспертами Общественной палаты Российской Федерации было подчеркнуто, что большинство россиян не разделяют точку зрения, что религиозные организации должны ограничиваться лишь богослужебной деятельностью. Россияне приветствуют широкую социальную деятельность Русской Православной Церкви, исламских и иных религиозных организаций в надежде, что это поможет преодолеть отдельные социальные недуги российского общества, в первую очередь, падение морально-нравственных устоев. В частности, россияне поддерживают идею передать под управление религиозных организаций часть детских домов и домов престарелых.

Гражданское общество Белгородской области в 2014 году увеличило свой потенциал возможностей в постановке для решения таких социальных проблем, как создание специальных рабочих мест для инвалидов, как создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью.

В гражданском обществе области в 2014 году по-прежнему высоким уровнем напряжения отличаются обсуждаемые вопросы пенсионной реформы. Людей беспокоит открытость работы тех структур в стране, которые осуществляют федеральную пенсионную реформу. Она затрагивает широчайшие слои граждан, которые стремятся к тому, чтобы в данном вопросе была реализована справедливость в оценке вклада каждого пенсионера в общее дело социально-экономического и духовно-культурного развития страны.

Новое звучание приобретает тема социального предпринимательства. Необходимо отлаживать эффективные и четко функционирующие системы социальной работы там, где государство не справляется, стимулировать развитие инновационных идей и давать свободу небольшим группам энтузиастов. Как показывают исследования, социальным бизнесом в большинстве случаев занимаются именно предприятия малого и среднего бизнеса. В рамках продвижения программ и проектов социального предпринимательства, необходимо стимулировать частный сектор, обслуживающий пожилых людей и инвалидов: снизить налоги и сделать скидки на аренду площадей. Государство и налоговая система должны способствовать развитию социального предпринимательства.

Основными направлениями гражданской активности по линиям взаимодействия «общество–армия–государство» в 2014 году стали: социально-правовая защита военнослужащих, членов их семей и ветеранов, обеспечение прав граждан при осуществлении призыва на военную службу, осуществление дальнейшей реформы военной службы, контроль за ходом реформы Вооруженных Сил, включая вопросы реформирования военного образования, науки и медицины, развитие ветеранского движения и военно-патриотическое воспитание молодежи.

Вопросы социально-правовой защиты военнослужащих, членов их семей включают проблему социальной адаптации, трудоустройства и переподготовки граждан, уволенных с военной службы.

Сложность такой адаптации заключается в том, что при увольнении граждан с военной службы на рынок труда в качестве безработных приходят лица трудоспособного возраста, в основном с высшим профессиональным образованием. В настоящее время в среде работодателей существуют определенные стереотипы в отношении уволенных в запас военнослужащих. А специальности, по которым производится переподготовка увольняемых военнослужащих, зачастую оказываются невостребованными на рынке труда, и это представляет собой серьезную проблему для всего процесса социальной адаптации военнослужащих.

Несмотря на декларируемую приоритетность задач Российской Федерации как социального государства, эффективность мер социальной защиты, обеспечивающих поддержку семей военнослужащих, погибших при исполнении воинского долга не высока. Как отмечается Общественной палатой Российской Федерации десятки федеральных законов и других нормативно-правовых актов, регулирующих социальные гарантии данной категории граждан, создают определенные трудности в правоприменительной практике. Необходима разработка принципиально новых походов к решению насущных проблем семей погибших защитников Отечества.

Анализ обращений военнослужащих и их родственников на «горячую линию» Общественной палаты Российской Федерации, в комитеты солдатских матерей показал, что в 2014 году ситуация с соблюдением прав человека в армии значительно улучшилась.

Перевод армии на обслуживание сторонними организациями освободил солдат от выполнения работ, не связанных с военной специальностью. Одновременно сократился срок службы до одного года, что также снизило социальную и межличностную напряженность. Выполнение Федеральной целевой программы по переводу армии на добровольную службу по контракту с сентября 2012 года содействует уменьшению уровня жестокости в армии, росту правосознания солдат и офицеров.

Реализованное по инициативе Союза комитетов солдатских матерей право военнослужащих иметь на службе сотовые телефоны для связи с родными, комитетами солдатских матерей и военной прокуратурой помогает солдату не чувствовать себя одиноким, оторванным от семьи, воспользоваться этой возможностью для защиты своих прав.

В последние два года заметную роль в защите прав человека в армии стал играть Интернет. Интернет ресурсы и страницы в социальных сетях крупных правозащитных организаций помогают поддерживать связь с солдатами и их родителями, предотвращать конфликты и преступления в воинских частях.

Актуальность проблемы военно-патриотического воспитания еще более возрастает в связи с проведением реформы системы образования в России. Одной из функций учебных заведений становится формирование ценностных ориентаций и развитие нравственных качеств личности, являющихся основой гражданского самоопределения и самореализации молодого человека.

В то же время в 2014 году в стране остается так и не созданной единая общефедеральная система военно-патриотического воспитания граждан. В этой связи следует отметить, что в Белгородской области уже на протяжении многих лет реализуются крупные проекты и программы военно-патриотического воспитания, что в положительном плане выделяет Белгородскую область на фоне других субъектов Российской Федерации.
 
Рядом общественно-государственных организаций, среди которых ДОСААФ России, была предложена концепция федерального закона «О патриотизме и патриотическом воспитании граждан», в котором предусматривается координация, контроль и финансирование субъектов патриотического воспитания, как государственных, так и общественных на всех уровнях.

Значительную роль в военно-патриотическом воспитании белгородцев играет комиссия по делам ветеранов и инвалидов Общественной палаты области.  На заседаниях комиссии рассматривались наиболее актуальные вопросы, касающиеся жизненных проблем ветеранов и инвалидов, такие как: о состоянии выполнения программы улучшения жилищных условий участников Великой Отечественной войны, о развитии в Белгородской области параолимпийского движения, об участии общественных организаций ветеранов в подготовке к 70-летию Великой Победы, о состоянии присвоения звания «Ветеран труда» в Белгородской области, о проблемах в лекарственном обеспечении пожилых людей, о состоянии обеспечения ветеранов, инвалидов санаторно-курортным лечением, тифлотехническими средствами реабилитации, о выполнении программы «Доступная среда» и другие. Комиссия обратилась с инициативой в Общественную палату Российской Федерации с предложением изучить всю пагубность массовой рекламы в СМИ всевозможных лекарственных препаратов сомнительного происхождения.

В гражданском обществе Белгородчины в 2014 году замечен рост социального спроса и активности в сфере массового спорта и физической культуры. Качественно и количественно растет запрос общества на оздоровление людей. Постоянно уделяют внимание массовому спорту, посещают спортивные занятия, занимаются физкультурой более половины белгородцев (52% в Российской Федерации). Вместе с тем, у людей значительный спрос на организаторов в области физической культуры, на тех людей, которые могли бы обеспечить активность в области массового спорта по месту жительства. Надо признать, что органы государственной власти, общественные организации пока еще не могут ответить должным образом на этот вызов, наибольшую активность проявляют те граждане, которые в области спорта действуют на профессиональной основе. Следует также учитывать, что более трех четвертей белгородцев позитивно восприняли постепенное введение норм ГТО.

В заключение необходимо отметить, что самое яркое явление в жизни гражданского общества 2014 года – это рост активизма, добровольчества и благотворительности. Патриотический подъем, внимание к проблемам страны, образования, культуры, семьи не должны быть упущены властью. Всемерная реальная поддержка гражданского общества – залог успеха в работе по преодолению кризисных явлений в экономике страны, прекрасный шанс дать мощный импульс экономическому и политическому развитию России.

← Возврат к списку

india sex university indiansexbar.mobi xxx rachita ram www six voices 2019 school vegasmovs.org tamilgun new website link gandi baat xvideos prontv.mobi bhojpuri video hd sex pornhubindian knocktube.mobi indian x** video house wife xvideos rajwap.biz afilmywap.in
سكس اونلاين hardpornx.net شمس سكس nangi sex movie indianpornxclips.com chandramukhi chautala xxx2018 indiansexmms.me actress anjali hot boobs www.masalawood.com justindianpornx.com sex bangli hot housewife sex eromoms.info cute xvideo
سكس بنات مع بعض مترجم samyporn.com سكس.منقبات blue film in marathi desisexy.org girl fuck indian blue film video desixxxtube.info momandson www elephanttubecom hlebo.mobi www89 radhika kumaraswamy xxx erohardcore.info sania mirza fucking